Home
Главная • Детский клуб • Трамвай • Номер 05.1990

Номер 05.1990

СОДЕРЖАНИЕ:

Вита ИВЧЕНКО — Невезучий дед /стихотворение ко Дню Победы/
Андрей УСАЧЕВ — На чем держится Земля? /рассказ/
Тигран ПЕТРОВ — Живем! /рассказ/
Михаил БЕЗРОДНЫЙ — Полезный совет /стихотворение/
Константин ЗАВОЙСКИЙ — Пассажир /стихотворение/
Честный и послушный слуга /шведская сказка/
Откуда взялась ночь /сказка южноамериканских индейцев/
Сватовство паука /африканская сказка/
Каури и кит /сказка маори, Новая Зеландия/
Почему у медведя короткий хвост /индонезийская сказка/
Как пингвин морозным воздухом дышал /антарктическая народная сказка/
Ау! Вы меня слышите? /история появления и развития средств связи/
Пони-экспресс /настольная игра/
Марина МОСКВИНА — Репетирор /рассказ/
Мировые языки /особенности общения в разных странах/
Людмила ПЕТРУШЕВСКАЯ — Все непонятливые /рассказ/
Поиграй с дядюшкой Нептуном /какие есть игры в воде/
Почтальон /юмористический комикс/

Вита ИВЧЕНКО, 8 лет

НЕВЕЗУЧИЙ ДЕД

Наступит День Победы,
когда придет весна,
И дедушка достанет
из шкафа ордена.

Но, как бы ни хотелось
узнать побольше мне,
мой дедушка не любит
рассказов о войне.

Вот был бы внук у деда,
тогда б он рассказал,
как над Балтийским морем
с фашистом воевал.

Но грустная история
под Новый год стряслась:
не Виктор, а Виктория
в семействе родилась.

Мой дед вздыхал и мучился:
опять не повезло!
У деда трое внучек —
нет внука, как назло.

На День Победы к дедушке
с цветами я поеду.
Меня назвал Викторией
дедуля в честь Победы.

Андрей УСАЧЕВ

НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ ЗЕМЛЯ?

Давным-давно-предавно Земля стояла на панцире гигантской Черепахи. Черепаха эта лежала на спинах трёх Слонов. А Слоны стояли на трёх Китах, плававших во Всемирном океане… И держали они так Землю миллионы лет. Но однажды пришли к краю Земли учёные мудрецы, глянули вниз и даже ахнули.
— Неужели, — ахнули они, — мир наш так неустойчив, что Земля в любой момент может полететь в тартарары?!
— Эй, Черепаха! — закричал один из них. — Не тяжело ли тебе держать нашу Землю?
— Земля не пушинка, — отвечала Черепаха. — И с каждым годом всё тяжелее. Но можете не беспокоиться: пока живы Черепахи, Земля не упадёт!
— Эй, Слоны! — закричал другой мудрец. — Не надоело ли вам держать Землю с Черепахой?
— Не волнуйтесь, — отвечали Слоны. — Мы любим людей и Землю. И обещаем вам: пока живы Слоны, она не упадёт!
— Эй, Киты! — закричал третий мудрец. — Долго ли вы сможете удерживать Землю с Черепахой и Слонами в придачу?
— Мы держим землю миллионы лет, — отвечали Киты. — И даём вам честное слово: пока живы Киты, Земля не упадёт!
Так ответили людям Киты, Слоны и Черепаха. Но учёные мудрецы не поверили им: «А что, — испугались они, — если Китам надоест нас держать? А вдруг Слоны захотят уйти в цирк? А если Черепаха простудится и чихнёт?..»
— Пока не поздно, — решили мудрецы, — мы должны спасти Землю.
— Железными гвоздями нужно прибить её к панцирю Черепахи! — предложил один.
— И золотыми цепями приковать к ней Слонов! — добавил второй.
— И морскими канатами привязать к Китам! — прибавил третий.
— Мы спасём человечество и Землю! — закричали все трое.
И тут Земля зашаталась.
— Честное слово Китов крепче морских канатов! — в гневе сказали Киты и, дружно ударив хвостами, уплыли в океан.
— Честное слово Слонов прочнее золотых цепей! — протрубили рассерженные Слоны и ушли в джунгли.
— Честное слово Черепахи твёрже железных гвоздей! — обиделась Черепаха и нырнула в глубину.
На чем держится Земля?— Стойте! — закричали мудрецы. — Мы вам верим!
Но было поздно: Земля закачалась и повисла…
Мудрецы в ужасе зажмурились и стали ждать…
Минута прошла. Две. Три…
А Земля висит! Час прошёл. День. Год…
А она держится!
И тысяча лет прошла. И миллион…
А Земля не падает!
А некоторые мудрецы и до сих пор ждут, что она вот-вот упадет.
И никак не могут понять — на чём же она держится?
Столько времени прошло, а им все невдомек, что если Земля на чем еще и держится, то ТОЛЬКО НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ!

………
Рисовал А. ЛЕБЕДЕВ

Тигран ПЕТРОВ

ЖИВЕМ!

Живем!Живем!Задумался я однажды о жизни на Земле. Закрыл глаза и стал представлять, как бы выглядели рядом кит и микроб. Кита я представил сразу, а с микробом дело пошло хуже. Как только я его представлял, кит выпускал фонтан и смывал моего микроба, и приходилось представлять другого. Я так от этого устал, что вместо микроба с китом представил инопланетянина. Он получился маленький, с тройным носом и почему-то грыз семечки. И как только представился, так сразу и подскочил ко мне и сердечно пожал мне руку:
— Весьма, весьма польщен и счастлив приветствовать в вашем лице великий народ!
Я ничего не понял.
— Ах, ну что ж тут непонятного! — воскликнул он. — Вот, к примеру, семечки (угощайтесь, мой любезный). В каждом из них спрятан здоровенный подсолнух. То есть если семечко посадить, то весь подсолнух из него постепенно вылезет, не так ли? И в конце концов окажется, что этот верзила-подсолнух просто весь набит семечками! А в каждом семечке тоже спрятан зеленый верзила! А у каждого верзилы голова тоже набита семечками! Значит, в каждом семечке спят тысячи, миллионы растений! Так что грызите их скорей, а не то подсолнухи вас задушат.
И стал с пулеметным треском лузгать эти самые семечки. Про меня он, видимо, забыл.
— И все-таки мне непонятно… — начал я.
— Непонятно, почему в вашем лице я приветствую целый народ? Но, милый мой, чем вы хуже подсолнуха? У вас будет… ммм… двенадцать детей. И у каждого из них народится пять-десять ребятишек, а у одной даже пятнадцать, и все мальчики… очаровательные сорванцы… все до одного похожие на вас… Вот и считайте, за какое время один вы превратитесь в целый народ.
— Ничего подобного, — возмутился я. — У меня вообще не будет детей. Я не умею выращивать детей. Тем более когда их двенадцать умножить на пятнадцать!
— Тсс, не говорите так! — он даже полиловел от волнения. — Вы просто не понимаете, что за чудо эта жизнь на вашей планете. Ах, если бы я мог, как вы, иметь кучу детишек! Я с радостью отдал бы за это все свое бессмертие! Тогда я думал бы: мои дети — это я, но у меня теперь несколько лиц и несколько жизней. Я расту, я увеличиваюсь! Я заполняю собой всю Землю!
— Зачем? — удивился я.
— Чтобы нельзя было меня уничтожить. Чтобы моя жизнь длилась бесконечно. Чтобы не страшно было помирать.
— Странный вы какой-то, — сказал я. — То — «отдам бессмертие», то — «страшно помирать»…
— Ничего странного, — возразил он. — Если я буду бессмертным, то навеки таким и останусь — маленьким, синеньким и трехносым. Я хочу стать прекрасным, как… человек! Ну, в крайнем случае как лебедь или лошадь. А для этого придется еще много-много раз рождаться заново в детях и внуках, чтобы с каждым разом хоть капельку меняться к лучшему.
Живем!— А почему вы думаете, что изменитесь к лучшему? — ехидно поинтересовался я. — Может, вовсе наоборот — вырастут четыре носа вместо трех?
— Никогда! — сказал пришелец. — Никогда не вырастет то, что не пригодится в жизни. Это закон природы. Наоборот — все лишнее постепенно отмирает. Вместо трех носов останется один! один, один!
Он даже засмеялся от радости.
— Иногда один нос стоит трех, — сказал я.
— Ерунда! — вскричал он.- Не забывайте о другом законе: чем лучше живое тело приспособлено к жизни, тем оно красивее. Что такое красота? Это когда все соразмерно, ничего лишнего. А польза? То же самое. Посмотрите, какое красивое тело у рыбы. Узкое, гибкое, гладкое! Такое тело легко разрезает воду, рыба быстрее плывет, и значит — лучше уйдет от опасности, надежнее сохранит жизнь. Чудную, странную жизнь!
— Как же так? — сказал я. — Выходит, нужно жить, чтобы жила жизнь? Значит, жизнь — заколдованный круг?
— Не круг, мой милый, а бесконечная спираль, — поправил пришелец. — Спираль тоже описывает круги, но каждый новый виток не Живем!повторяет предыдущего. Утро, полдень, вечер, ночь и снова утро — вот полный виток спирали, полный цикл. «Циклус» — это, между прочим, круг, виток по-латыни. Весна, лето, осень, зима — еще один цикл, побольше… Ах ты черт, снова пустая попалась! Грызешь-грызешь, и никакого удовольствия…
— Это потому что семечки кончаются, — сказал я. — Есть такой закон природы: последние семечки всегда самые плохие.
— Ах, так! — обиделся он. — Три носа вы мне придумали, а хороших семечек пожалели? Ну и прощайте тогда!
И исчез. А я стал думать: как же это маленькие циклы «день — ночь» — умещаются в больших циклах «зима — лето»? А если мерить время не годами, а столетиями? Или тысячелетиями? Ух и громадная спиралища получится!
И я попробовал ее нарисовать. И то, как в ней свиваются маленькие спиральки дней и годов. Рисунок этот прилагаю.
А потом я подумал, что недаром в стихах весна всегда «красна девица», а зима — «старуха». Детство, юность, зрелость, старость — это ведь тоже цикл жизни? Значит, после смерти будет новая жизнь?
Ребята! Значит, я никогда не умру!?

………
Рисовала Н. КУДРЯВЦЕВА

В Гималаях, - аях, - аях...Михаил БЕЗРОДНЫЙ

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Кто
хоть раз
услышать эхо
настоящее желает,
непременно должен ехать
в Гималаи,

— аи,
— аи…

Но не следует при этом
(строго вас предупреждаем!)
доверять свои секреты
Гималаям,

— аям,
— аям…

Константин ЗАВОЙСКИЙ

ПАССАЖИР

Ехал странный пассажир,
вез в кошелке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит —
пассажир вперед скользит.

Чуть трамвай прибавит ход —
пассажир назад ползет.
Все, кто ехал с пассажиром,
вышли, смазанные жиром.

ЧЕСТНЫЙ И ПОСЛУШНЫЙ СЛУГА

Шведская сказка

Один помещик — человек пустой и никчемный — все свое имение на ветер пустил. Но считал, что хоть и обеднел он, а жить без слуги ему не пристало. Вот однажды пришел наниматься к нему один паренек. Помещик ему и говорит:
— Мне нужен слуга честный и послушный. Чтобы всегда правду говорил и чтобы все мои приказания в точности исполнял.
— Честнее и послушнее слуги вам не сыскать, — отвечает ему паренек.
Как-то явились к помещику знатные гости. Он и кричит слуге:
— Эй, ты! Принеси-ка нам скатерть тонкого голландского полотна стол накрыть!
— Так ведь у нас ее нет, — отвечает слуга.
Помнил он, что хозяин велел ему всегда правду говорить. Отозвал помещик слугу в сторонку и шепчет ему:
— Дурень ты! Надо было сказать: «Она в лохани с бельем мокнет».
— Виноват, господин! В другой раз так и скажу.
Решил помещик себя хлебосольным хозяином перед гостями показать. Позвал он слугу и говорит ему:
— Эй, ты! Подай нам сыру!
А тот отвечает:
— Он в лохани с бельем мокнет.
Помнил он, что помещик велел ему все его приказания в точности исполнять. Разозлился помещик и зашептал на ухо слуге:
— Олух ты! Надо было сказать: «Его крысы съели»
— Виноват, господин! В другой раз так и скажу.
Тут решил помещик показать гостям, что у него в погребах и вино водится. Позвал он слугу и говорит:
— Эй, ты! Принеси-ка нам бутылку вина!
А тот отвечает:
— Ее крысы съели.
Помещик со злости чуть не лопнул. Выволок он слугу на кухню, влепил ему затрещину да как закричит:
— Дубина! Надо было сказать: «Я ее с полки уронил, и она на мелкие кусочки разбилась».
— Виноват, господин! В другой раз так и скажу.
Тут захотел помещик показать гостям, что у него полон дом прислуги. Позвал он слугу и говорит:
— Эй, ты! Приведи-ка сюда стряпуху.
А тот отвечает:
— Я ее с полки уронил, и она на мелкие кусочки разбилась.
Поняли гости, что помещик только пыль в глаза пускает. Высмеяли они его и отправились по домам.
А помещик того парня вон со двора прогнал и с той поры закаялся себе честных и послушных слуг искать.

Пересказала Ф. ЗОЛОТАРЕВСКАЯ

Шведская сказка

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ НОЧЬ

Сказка южноамериканских индейцев

Когда мир был молодым, ночи не было, и индейцы племени мауэ никогда не спали. Но прослышал Уаньям, что ночью завладели ядовитая змея сурукуку и все ее родичи: змея жарарака, паук, скорпион, стоножка, — и сказал людям своего племени:
— Пойду раздобуду для вас ночь.
Взял он с собой лук и стрелы и отправился в путь.
Пришел он в хижину к сурукуку и говорит ей:
— Не обменяешь ли ты ночь на мои лук и стрелы?
— Ну к чему мне, сынок, твои лук и стрелы, — отвечает ему сурукуку, — если даже рук у меня нет?
Делать нечего, пошел Уаньям искать для сурукуку что-нибудь другое. приносит погремушку и предлагает ей:
— Вот, не желаешь ли? Я тебе подарю погремушку, а ты уж похлопочи, чтобы у людей была ночь.
— Сыночек, говорит сурукуку, — ног-то у меня нет. Нацепи-ка ты, пожалуй, эту погремушку мне на хвост…
Но все же не отдала ночь Уаньяму.
Тогда решил он раздобыть яду — может, сурукуку на него польстится. И правда — как услыхала сурукуку про яд, сразу по-другому заговорила:
— Так и быть, отдам я тебе ночь, больно уж яд мне нужен.
Уложила она ночь в корзинку и отдала Уаньяму.
Люди его племени увидели, что он выходит с корзинкой от сурукуку, сразу побежали ему навстречу и стали спрашивать:
— Ты и в самом деле несешь нам ночь, Уаньям?
— Несу, несу, — отвечал им Уаньям, — только сурукуку не велела мне открывать корзинку раньше, чем я доберусь до дому.
Но товарищи Уаньяма так стали упрашивать, что в конце концов он открыл корзинку. Выпорхнула оттуда первая ночь на земле, и наступила кромешная тьма. Испугались люди племени мауэ и бросились бежать кто куда. А Уаньям остался один среди сплошного мрака и закричал:
— Где же луна, кто ее проглотил?
Тут все сородичи сурукуку: змея жарарака, скорпион и стоножка, поделившие яд между собой, окружили Уаньяма, и кто-то больно ужалил его в ногу. Догадался Уаньям, что это жарарака его ужалила, и закричал:
— Я узнал тебя, жарарака! Погоди, мои товарищи отомстят за меня!
Умер Уаньям от укуса жарараки, но его друг натер мертвое тело настоем из целебных листьев и оживил Уаньяма.
Вот вам история о том, как Уаньям раздобыл ночь для людей племени мауэ.

Пересказала И. ЧЕЖЕГОВА

Сказка южноамериканских индейцев

СВАТОВСТВО ПАУКА

Африканская сказка

У одной прекрасной девушки было много поклонников, но ни она, ни ее отец ни на ком не могли остановить свой выбор, ведь они были горды и требовательны. Однажды отец сказал, что только тот получит в жены его дочь, кто съест целую тарелку горького перца и при этом ни разу не передохнет, ни разу не скажет «ух-ха!».
Многие юноши пытались есть перец, но обжигались и невольно восклицали: «Ух-ха!»
Тогда пришел паук и сказал, что женится на девушке. Он сел за стол и спросил хозяина:
— Ты не позволяешь во время еды говорить, — тут он взял в рот перцу и закончил фразу, — «ух-ха»?
— Нет, не позволяю, — ответил отец невесты.
— Даже нельзя… — паук снова взял в рот перцу, — тихонько сказать «ух-ха»?
— Нет, нельзя, — сказал хозяин.
— И громко нельзя сказать «ух-ха»? — спросил паук, продолжая есть перец.
— И громко нельзя.
— Ни быстро, ни медленно нельзя говорить «ух-ха»? — глотая перец, спрашивал паук, и ему легко было есть, потому что он все время говорил, все время открывал рот и делал «ух-ха!». Но хозяин не понимал его хитрости.
— Так ведь я и не говорю «ух-ха» , — сказал паук, доедая остатки перца.
— Да, это верно, — согласился отец невесты. — Ты съел весь перец, Патыринарга, и ни разу не передохнул. Молодец! Я отдаю тебе свою дочь.
Так паук перехитрил всех и взял в жены прекрасную девушку.

Пересказал Ю. РОЗМАН

Африканская сказка

КАУРИ И КИТ

Сказка маори (Новая Зеландия)

Самый большой житель океана, если не считать недоступное взорам людей чудовище, которое заглатывает моря, устраивает водовороты, губит лодки и людей, — это Тохора, кит. А на земле самое могучее живое существо — это каури, дерево-великан с прямым крепким стволом и длинными ветвями, которые раскачиваются на ветру.
Каури растет в северной части страны. Взглянув на это дерево, вы увидите, что у него гладкая серая кора, в которой много янтарной смолы. Люди издавна собирали смолу в развилках веток каури, искали старую окаменевшую смолу в земле, в тех местах, где тысячи лет назад росли и цвели эти деревья.
Само собой разумеется, что лесной великан дружил с морским великаном. Однажды Тохора подплыл к лесистому мысу и окликнул своего друга Каури.
— Иди сюда, ко мне! — закричал Тохора. — Если ты останешься на суше, люди срубят тебя и сделают из твоего ствола лодку. На суше тебя ждет беда!
Каури замахал руками, покрытыми листьями.
— Неужели я стану бояться этих смешных маленьких человечков! — с презрением воскликнул он. — Что они могут мне сделать?
— Ты их не знаешь. У маленьких смешных человечков есть острые топоры, они изрубят тебя на куски и сожгут. Иди ко мне, пока не поздно.
— Нет, Тохора, — сказал Каури. — Если ты придешь сюда, ко мне, ты будешь неподвижно лежать на земле. Ты станешь неуклюжим и беспомощным, потому что ты очень тяжелый. Ты не сможешь двигаться, как привык в океане.А если я приду к тебе, буря будет швырять меня по волнам, как щепку. В воде я беззащитен. Мои листья опадут, и я опущусь на дно, в безмолвное царства Тангароа. Я больше не увижу яркого солнца, теплый дождь не омоет мои листья, я не смогу сражаться с ветром, крепко уцепившись корнями за мать-землю.
Тохора задумался.
— Ты прав, — сказал он наконец. — Но ведь ты мой друг. Я хочу помочь тебе. Я хочу, чтобы ты всегда помнил обо мне. Давай поменяемся: я дам тебе свою шкуру, а ты мне — свою, тогда мы никогда не забудем друг друга.
На это Каури охотно согласился. Он отдал кору Тохоре, а сам оделся в гладкую серую шкуру кита. С тех пор у дерева-великана так же много смолы, как у кита — жира.

Пересказала Г. АНПЕТКОВА-ШАРОВА

Сказка маори (Новая Зеландия)

ПОЧЕМУ У МЕДВЕДЯ КОРОТКИЙ ХВОСТ

Индонезийская сказка

Как-то раз сидел канчиль в своей норке и щелках орешки. Вдруг видит: прямо к нему приближается тигр.
«Пропал я», — подумал малютка канчиль да так и затрясся от страха.
Что было делать? Хитрый зверек не растерялся. С треском раскусил он орешек, так что скорлупа захрустела у него на зубах, и воскликнул:
— До чего же вкусные глаза у этих тигров!
Услышал тигр такие слова, и стало ему страшно. Попятился он назад, повернулся и пошел прочь. Идет он по лесу, а навстречу ему медведь. Тигр и спрашивает:
— Скажи-ка, дружище, ты не знаешь, что это за зверь сидит там в норе и за обе щеки уплетает глаза тигров?
— Не знаю, — отвечает медведь.
— Пойдем посмотрим, — говорит тигр.
А медведь ему в ответ:
— Я боюсь.
— Ничего, — говорит тигр, — давай свяжемся хвостами и пойдем вместе. Если что и случится, мы друг друга в беде не оставим.
Вот связались они хвостами и пошли к норке канчиля. Идут, храбрятся изо всех сил.
Как увидел их канчиль, так сразу и понял, что они не на шутку струсили. И закричал он тут громким голосом:
— Вы только поглядите на этого негодника тигра! Его отец должен был прислать мне белого медведя, а сын волочит сюда черного! Ну и ну!
Медведь услыхал эти слова и до смерти перепугался.
«Вот, оказывается, что, — подумал он, — тигр меня попросту обманул. Полосатый хочет расплатиться за долги своего отца и отдает меня на съедение страшному зверю.»
Метнулся медведь в сторону, а тигр — в другую. Хвост у медведя и оторвался. С тех пор, говорят, у всех медведей хвосты куцые…

Пересказал В. ОСТРОВСКИЙ

Индонезийская сказка

КАК ПИНГВИН МОРОЗНЫМ ВОЗДУХОМ ДЫШАЛ

Антарктическая народная сказка

Жил-был в Антарктиде один пингвин. И звали его Пин Гвин. Решил он однажды морозным воздухом подышать. Оделся потеплее и пошел. Да только поскользнулся на льду — и кубарем в снег скатился! Завяз в сугробе вниз головой. Был Пин Гвин, а стал Гвин Пин. Что делать?
А тут как раз шел мимо… шел мимо того сугроба… в общем, шел и шел себе… по делам, наверное, шел… этот, как его?..
Ну вот, неизвестно, кто и шел. И что дальше было — тоже неизвестно. И вообще, антарктических народных сказок не бывает. Потому что сказки придумывает народ, испокон веков живущий в какой-нибудь местности. А в Антарктиде только пингвины обитают.
Но ведь и пингвинам тоже хочется сказок. Может быть, вы попробуете что-нибудь придумать для них? Наверное, это будет короткая, веселая и добрая Антарктическая ПИНГВИНЬЯ сказка…

Антарктическая народная сказка

Все рисунки к сказкам нарисовал Л. ХАЧАТРЯН

«Ау-у!.. Ау-у-у!..» — слышится в лесу. Это значит: кто-то заблудился. Не станешь же кричать: «Я, кажется, немножко заблудился. Если кто-то слышит меня, отзовитесь и помогите мне, пожалуйста, найти дорогу». Так ведь и охрипнуть недолго. Но стоит лишь крикнуть «Ау!» — подать условный сигнал бедствия, — и тебя обязательно поймут. И помогут. Если, конечно, услышат.
А если нет? Если надо крикнуть кому-то что-то очень важное, а этот кто-то находится в другом лесу или в другом городе? Или даже в другой стране. Или вообще — за океаном…
Тогда тебе помогут СРЕДСТВА СВЯЗИ.

АУ! ВЫ МЕНЯ СЛЫШИТЕ?

«Слышим, слышим», — отвечают тебе. Да и как не слышать, когда есть и телефон, и телеграф, и радио…
Но ведь в давние времена никаких средств связи не существовало. А крикнуть «Ау!» и тогда бывало очень необходимо. Или передать какое-нибудь срочное сообщение. Как же поступали в таких случаях наши предки?

 tr04_13  tr04_14
1. Каждый день мы узнаем что-то новое. Говоря по-научному, получаем информацию. И больше всего мы получаем ее через глаза и уши. Поэтому и сообщения, которые передаются издалека, мы можем или увидеть, или услышать.
2. С давних времен для передачи сигналов на расстояние использовался звук. Например, частые удары колокола извещали о каком-то тревожном событии. А в Африке били в специальные барабаны — тамтамы. Их бой чем-то даже напоминал человеческую речь.
 tr04_15 tr04_16
3. Дымовые костры также передавали различные сигналы. А когда у североамериканских индейцев появились зеркала, то они стали пользоваться отраженными лучами света для передачи сообщений. Это помогало им бороться с европейскими колонизаторами.
4. Особенно необходимой была связь на море. Поэтому моряки придумали сигнальные флажки. И даже составили Международный свод сигналов. Теперь с помощью разноцветных флажков можно было передавать сообщения с корабля на корабль.
 tr04_17 tr04_18
5. Но более сложные сообщения, которых не было в Международном своде, приходилось передавать по буквам с помощью семафорной азбуки. Каждое положение рук матроса-сигнальщика означало определенную букву или цифру.
6. По такому же принципу был устроен и оптический телеграф на суше. Его изобрел французский инженер Клод Шапп еще в 1789 году. Сигналы передавались от одной установки к другой — на расстояние в десятки километров. Получалась телеграфная линия.
 tr04_19 tr04_20
7. Но все эти средства связи действовали только в ясную погоду и на расстоянии прямой видимости. А что же делать ночью? Или в туман?.. Хорошо бы использовать электричество! Ведь известно, что провод с током изменяет положение магнитной стрелки.
8. Так в 1832 году появился стрелочный телеграф. Изобретение нашего соотечественника П. Л. Шиллинга долго совершенствовалось. Теперь отдельные буквы сообщения передавались по проводам. Отклонения стрелки указывали на нужную букву.
 tr04_21 tr04_22
9. Но такую «телеграмму» нельзя было записать автоматически. И вот американский художник Самуэл Морзе в 1836 году придумывает новый телеграфный аппарат. Однако прошли годы, прежде чем люди поверили в чудесные возможности электрического телеграфа.
10. Теперь любые сообщения можно было передавать по азбуке Морзе. Комбинации всего лишь из двух знаков — точки и тире — обозначали все буквы алфавита и цифры. Азбукой Морзе пользуются и поныне — спустя 150 лет после ее создания!
 tr04_23 tr04_24
11. Но не будем забывать и про почту. Ведь по телеграфу обычно передавались лишь короткие сообщения. Зато уж письма можно было писать длинные. Впрочем, не всегда «писать». Вот как, например, выглядели послания древних инков и североамериканских индейцев.
12. Для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.
 tr04_25 tr04_26
13. Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия «ПОНИ-ЭКСПРЕСС». Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это — 3200 километров.
14. Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался «бутылочной» почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года!
 tr04_27 tr04_28
15. Почтальонами «работали» голуби. И даже пчелы! Они очень хорошо ориентируются в полете и могут находить голубятню или улей, расположенные за много километров. Вот только письма приходится посылать чересчур уж короткими, похожими на военные шифровки.
16. А почему бы не воспользоваться «услугами» механических почтальонов? Вот пневматическая почта: капсула с письмами движется по трубе под воздействием сжатого воздуха. Между прочим, со скоростью автомобиля! Правда, оборудование для пневмопочты слишком громоздкое.
 tr04_29 tr04_30
17. Но как было бы славно передавать на большие расстояния живой человеческий голос! Когда мы говорим, возникают колебания воздуха и получаются звуковые волны. Они воздействуют на барабанную перепонку в ухе — и мы слышим звук. С помощью рупора колебания посылаются в нужном направлении…
18. А если вытянуть рупор в длинную трубу? Тогда можно запросто переговариваться по трубе. Такой аппарат называется акустифоном. Он использовался в первых автомобилях. Да и сейчас «трубчатый» телефон служит для связи между капитанской рубкой и машинным отделением.
 tr04_31 tr04_32
19. И снова на помощь приходит электричество. Если колебания воздуха превратить сначала в колебания электрического тока, а потом — наоборот, то звуковые волны можно передавать по проводам. Но изобретение Ф. Рейса еще было весьма несовершенным.
20. Американский изобретатель Г. Белл разработал более удобный телефонный аппарат. А через некоторое время были придуманы диск-номеронабиратель и микрофон. На международной выставке электротехники в Париже в 1881 году телефон казался чудом!
 tr04_33 tr04_34
21. Электрическая связь стремительно развивалась. Уже все континенты опутаны бесчисленными проводами телеграфных и телефонных линий. Причем по одному проводу научились передавать сразу несколько сообщений — это называется мультиплексной связью.
22. По дну Атлантического океана с величайшими трудностями был проложен подводный кабель, связавший Европу и Америку. Сколько раз он обрывался — и не сосчитать! Но неутомимый Сайрус Филд впервые подарил миру трансатлантическую связь.
 tr04_35 tr04_36
23. А возможно ли передавать сообщения вообще без проводов? Поначалу это казалось фантастикой. Но вот в 1887 году немецкий физик Герц открывает невидимые электромагнитные волны. Правда, чтобы их «поймать», нужны были высокие антенны, которые поднимались с помощью воздушных змеев.
24. Наш соотечественник А. С. Попов придумывает «грозоотметчик», который улавливает электромагнитные волны от грозовых разрядов. Он же изобретает впоследствии и первый радиотелеграфный прибор. Но царское правительство не спешит давать деньги на важные исследования.
 tr04_37 tr04_38
25. Зато у итальянца Маркони есть все условия для работы. Он строит мощные по тем временам радиостанции. И ему удается передать сигналы по радио из Европы в Америку. Трансатлантическая СВЯЗЬ БЕЗ ПРОВОДОВ установлена! Теперь уж не нужны дорогостоящие тысячекилометровые кабели…
26. Всего за несколько десятилетий радио прочно вошло в нашу жизнь. Не менее бурно развивалось и телевидение. Сегодня люди запросто могут не только услышать, но даже и увидеть то, что происходит в любой точке планеты. Вот на какие «чудеса» способна спутниковая связь!

А помните, с чего всё начиналось? С боя тамтамов и сигнальных костров. Но мысль человеческую остановить нельзя. Шаг за шагом, порою ошибаясь и сбиваясь с верного пути, человек все равно находит правильные решения. И тогда сбываются самые сказочные мечты!
Смешно вспомнить: первый телеграф Морзе передавал сигналы всего лишь на… 14 метров. А теперь вы можете послать телеграмму в любой город, услышать по телефону голос далекого друга, написать письмо хоть в Австралию. А космическая связь позволяет видеть, как работают на орбите космонавты. И даже как выглядит поверхность другой планеты!..
Уже много лет человечество посылает сигналы во Вселенную:

АУ! ВЫ НАС СЛЫШИТЕ?

И вдруг когда-нибудь мы получим ответ от инопланетной цивилизаций: «Слышим, очень хорошо слышим…» И уже по межгалактической связи инопланетяне поведают жителям Земли свои необыкновенные истории.

Рассказал А. ИВАНОВ
Изобразил А. ДУБОВИК

Правила игры «ПОНИ-ЭКСПРЕСС»

Почтальон, двигаясь ходом шахматного коня, должен добраться из Сент-Джозефа в Сакраменто, миновав сначала Форт Ларами, а затем — Форт Бриджер (останавливаться в них необязательно). Два индейца, двигаясь по очереди от «стоянки индейцев» ходом шахматного слона, стремятся подстеречь почтальона, но не имеют права заходить в города и форты.
Противники ходят по очереди; начинает «Пони-экспресс». Если почтальон встает на клетку, которая «простреливается» индейцами (шахматными слонами), или оказывается в их становище, он проигрывает. Если же индеец попадает «под обстрел» почтальона (шахматного коня), он снимается с поля.

Настольная игра "Пони-экспресс"

Игру «Пони-экспресс» придумал и нарисовал В. ЧИСТЯКОВ

Марина МОСКВИНА

РЕПЕТИТОР

Репетитор, рис. 1— Вы не представляете, — сказала Маргарита Лукьяновна моему папе, — какие у вашего сына низкие способности. Он до сих пор не запомнил таблицу умножения, и это мне плевок в душу, что он «ча-ща» пишет с буквой «я».
— Низкие способности, — сказал папа, — это не Андрюхина вина, а Андрюхина беда.
— Главное — старание, а не способности, — смягчилась Маргарита Лукьяновна. — И добросовестное отношение. Чтобы он света божьего не видел, понимаете? А то я его оставлю на второй год.
Всю дорогу домой папу одолевали чёрные мысли. А тут ещё во дворе стали чистить канализационные люки. Из аварийной машины вышел шофёр и, как бы обращаясь к детям планеты, сказал:
— Если хотите здесь работать, плохо учитесь. ВСЕ двоечниками были! — и показал на бригаду в люке.
— Любой ценой, — сурово сказал лапа, — ты должен из двоечника выйти в удовлетвористы. Тут надо так, — сказал он, — ставить себе задачу, чтобы пупок трещал. А то время — фьють! Смотришь — сил нет, а там и умирать пора.
И он стал разучивать со мной таблицу умножения.
— Шестью шесть! Девятью четыре! Пятью пять!.. Ух! — погрозил он нашей безмятежно спящей таксе Киту. — Лентяй! Бородавки только растит, ничего не делает. Трижды три! Дважды два!.. Люся! — закричал он маме.— Люся!!! Я не могу решать эти примеры. Я не могу их ни решить, ни запомнить! Чудовищное что-то! Кому это надо?! Только звездочётам!
— Может быть, возьмём репетитора? — спрашивает мама. Тут я закричал:
— Ни за что!
— Держись, Андрюха, — сказал папа. — Надо быть философом и бодро воспринимать всякое событие. Я предлагаю взять репетитором мясника или кассиршу нашего продовольственного магазина.
— Но это только по математике, Михаил, — возразила мама, — а по русскому? Как мы одолеем «ча-ща»?
— Ты права, — согласился папа. — Тут нужен широко образованный человек.
Решили посоветоваться с Маргаритой Лукьяиовной.
— Есть у меня на примете, — сказала Маргарита Лукьяновна, — один, Владимир Иосифович. ГРАМОТНЫЙ педагог, у него все двоечники по струнке ходят.

Разные люди пахнут по-разному. Кто-то морковкой пахнет, другой помидорчиком, третий черепашкой. Владимир Иосифович не пах ничем.
Вечно он ходил озабоченный, и у него никогда не бывало блаженного выражения лица. К тому же он сильно пёкся о своём здоровье. Каждое утро пять минут он лежал в ледяной ванне, и когда меня привели к нему под конвоем, Владимир Иосифович протянул мне свою ледяную руку помощи.
— Сколько ног у трёх кошек? — спросил он у меня с порога.
— Десять! — сказал я, помня завет Маргариты Лукьяновны: «Ответ пауза не украшает».
— Маловато, — уныло произнёс Владимир Иосифович.
— Одиннадцать, — предположил я.
Вид у Владимира Иосифовича стал такой озабоченный, что, если б его сейчас кто-нибудь проглотил, он бы этого даже не заметил.
— Прошу вас пить чай, — сказал он.
На кухне в целлофановом пакете он хранил приправу, там перец, аджика, разные сухие травки, — такая жёлто-оранжевая смесь. Он щедро ею посыпал бутерброды — мне и маме.
— Мальчик запущенный, но не пропащий, — сказал Владимир Иосифович, — Надо им заняться всерьёз, пока он мягкий, как воск. Потом затвердеет, и будет поздно.
Репетитор, рис. 2Мама с благодарностью пожала ему руку — так, что он присел. Приятно всё-таки, что твой единственный сын в свои неполные десять лет НЕ ЗАТВЕРДЕЛ.
— Кем хочешь быть? — спросил Владимир Иосифович, сохраняя паучью серьёзность.
Я не ответил. Не стал ему говорить, что я бы не хотел быть ни камнем, ни дубом, ни небом, ни снегом, ни воробьём, ни козлом, ни Маргаритой Лукьяновной, ни Владимиром Иосифовичем. Только собой! Хотя я не понимаю, ПОЧЕМУ я такой, какой я?
— Андрей, — говорил мне Владимир Иосифович, — я человек прямолинейный, как пишется «ча-ща»? И сколько будет шесть умножить на восемь? Ты должен ПОЛЮБИТЬ эти слова: «гнать», «терпеть», «ненавидеть», «зависеть». Только тогда ты научишься ВЕРНО ИЗМЕНЯТЬ их по лицам и числам!..
А я отвечал:
— Давайте посвистим. Вы можете свистеть космическим свистом? Как будто не вы, а кто-то свистит вам из космоса?
— Андрей, Андрей, — звал меня Владимир Иосифович, — у тебя с каллиграфией не всё в порядке. Все буквы вкривь и вкось…
А я отвечал:
— Старина Билл, когда ты ешь печенье, у тебя совсем исчезает шея, особенно сзади.
— Я буду фиксировать все твои минусы поведения, — говорил Владимир Иосифович. — А станешь делать успехи, я награжу тебя памятным подарком.
А я отвечал:
— У меня песни хорошо идут. Какая-то мелодия нагрянет, и слова сыпятся, как горох. Слушайте мою песню, Владимир Иосифович. «Шмако-зявки»…

Шмакозявки удалые!
Шмякозявки полевые!
Шмакозявки, ройте норки
Шмакозявки, жуйте корки!..

Репетитор, рис. 3Хотите ещё? Мне это нетрудно…
— Ой, не надо! — говорил Владимир Иосифович.
— А можно, я уйду сегодня пораньше?
— У тебя что, очень важное дело?
— Да.
— Какое?
— Пока ещё не знаю.
— У меня такое чувство, — говорил Владимир Иосифович, — как будто я тащу из болота бегемота. Это уму непостижимо, — говорил он,— что существуют люди, которым неинтересно правописание безударных гласных!..
А у меня зуб начал сильно расти! То там был признак застоя. А теперь он стал сильно расти! И я прямо чувствую, как у меня волосы на голове растут! Почему человек всё время должен быть в брюках или стоять на двух ногах?!!
— Ты весь ушёл в себя, — тряс меня за плечо Владимир Иосифович. — Сам процесс вычисления стал для тебя тайной. Проверь, как ты написал слово «тётя»!
— «Цёца»…
— Ты очень невнимательный! — говорил Владимир Иосифович.
А сам даже не заметил, что у него прямо перед окном вбили в землю щит «Уязвимые места танка». Там был изображён танк в разрезе и натуральную величину и стрелочками указаны его слабые места.
Мы сидели у раскрытого окна, и я спросил:
— Отгадайте, что у вас нового?
— Где?
— Во дворе.
— Ничего, — ответил Владимир Иосифович.
И мы, как обычно, отправились на кухню поесть бутербродов с приправой.
Это были редкие минуты, когда мы полностью понимали друг друга. Только за едой я не засыпал, когда его видел. А он не предлагал мне пересмотреть всю мою жизнь, для того чтобы выучить таблицу умножения.
Мы молча жевали приправу, принюхиваясь к южным травам, тоскуя о море, и, как говорится, «всеми фибрами своего чемодана» оба ощущали, как хорошо иной раз полодырничать.
Вдруг я заметил, что наша приправа уже не оранжевая, а серая, и поделился с Владимиром Иосифовичем своим наблюдением.
— Видно, она отсырела, — сказал он и высыпал её на стол посушить.
А она как пошла расползаться!
Он ее — в кучку, в кучку! А она — вж-ж-ж — во все стороны.
Я кричу:
— Владимир Иосифович, у вас есть микроскоп?
Он говорит:
— Нету.
— Как это в доме, — кричу я ему, — не иметь микроскопа?
— Зачем он мне? — спрашивает.
Вместо ответа я вынул из кармана лупу — у меня ключи от квартиры и от почтового ящика прикреплены к лупе — и взглянул на приправу.
Это была кишащая масса каких-то невиданных прозрачных существ. Причём у каждого пара клешней, шесть пар ног — волосатых! — и усы!!!
— Мамочки родные… — сказал Владимир Иосифович. — Мамочки мои родные!..
С ним просто ужас что творилось. Жизнь микромира поразила его в самое сердце. Он стоял, вытаращив глаза с белыми ресницами, растерянный, как танк в разрезе…

Репетитор, рис. 4— Андрей! — сказал он, когда я пришёл к нему в следующий раз. Он лежал на полу, такой задумчивый, в одних трусах. — Что ты мне посоветуешь вначале купить — микроскоп или телескоп?..
Он разучил мою последнюю песню «Стучат пружины за окном, чаёк попахивает салом» и распевал её с утра пораньше, устроившись на подоконнике и свесив ноги во двор.
Когда я уходил, он говорил мне:
— В другой раз не опаздывай, Андрюха! Если я уж жду тебя, так уж жду!!!
А как-то однажды он вдруг помрачнел и спросил:
— Андрей, мы не умрём?
— Нет, — ответил я, — никогда.
Больше я его не видел. Он оставил наши места. Случилось это так.
Рано утром я забежал к нему перед школой, звонил-звонил — не открывает. А соседка выглянула и говорит:
— Нет его, не звони. Ушёл наш Иосич.
— Как ушёл? — спрашиваю.
— Босиком. И с котомкой.
— Куда?
— По Руси.
Дул настоящий такой весенний ветер. Я бегом в школу. А там на доске прикноплен плакат: «Граждане! В вашем классе учится удивительный мальчик. Он «ча-ща» пишет с буквой «я». Другого такого замечательного в целом мире не найти! Давайте все брать с него пример!»

Репетитор, рис. 5В тот день я выучил всю таблицу умножения. До позднего вечера я, как зверь, умножал и делил многозначные числа. Я целую тетрадь исписал словами: «час», «чаща», «площадь», «щастье»!..
Я получил все-все тройки и с блеском перешёл в четвёртый класс.
— Только не надо меня поздравлять, — говорил я своим. — Не надо, не надо, подумаешь, какое дело…
Но они поздравляли, обнимались, плакали и смеялись, пели и дарили подарки. Жалко, Владимир Иосифович не видел меня в этот торжественный момент.
А что я мог дать ему, кроме того, чтобы позвать в дали?

………
Рисовал В. ЧУГУЕВСКИЙ

МИРОВЫЕ ЯЗЫКИ

Утром взошло над горою Солнце. Проснулись звери и птицы.
Петух запел: «Кокэ-дудл-ду!»
А кошка замяукала: «Нян-нян».
А лошадь заржала: «Ни-ха-ха!»
А свинья захрюкала: «Нёф-нёф».
— Ну и неправильно! — закричали мы. — Надо так: ку-ка-ре-ку, мяу-мяу, и-го-го, хрю-хрю.
Так-то оно так. Да только петух пел по-английски, кошка мяукала (то есть нян-нянкала) по-японски, лошадь ржала по-венгерски, а свинья хрюкала по-норвежски. А мы закричали по-русски. Если бы мы свое «Неправильно!» закричали по-английски, то получилось бы тоже «неправильно». Вот так: It’s not right.
— Сразу и не прочитаешь.
— Буквы совсем непонятные.
— Латинские…
— А если бы по-японски?
— Ну, тогда уж вообще!
В японском языке даже букв нет. Там слова отдельными знаками пишутся — иероглифами.
А слово «яма» означает «гора» (гора Фудзи-яма). По-русски ЯМА сами знаете что. В японскую ЯМУ не свалишься, наоборот, нужно всё время вверх карабкаться.
А в Болгарии…
Очень жарко и хочется пить.
Болгары: «Хотите лимонада?»
Мы киваем (да, мол, очень хотим).
Болгары: «Ну, как хотите».
Мы: ?
И вовсе они не жадные. Просто такой кивок у болгар означает «нет». Так что мы сами отказались от лимонада. Вот если бы мы повертели головой из стороны в сторону, то это означало бы «да». Выходит, даже жесты в разных языках имеют разный смысл.

А сколько всего языков в мире?

Одни ученые говорят: 3000. Другие утверждают: 5000. Но точно никто сосчитать не может. Потому что во многих языках есть еще и диалекты. Это когда жители разных мест страны говорят немного по-особенному. А иногда диалекты так сильно отличаются между собой, что понять друг друга бывает нелегко. Вот и разберись тут — один это язык или несколько?
Но языки еще и «дружат» между собой. Они постоянно обмениваются разными словами. И в русском языке немало слов из других языков.
Школа — слово греческое, тундра — финское, портфель — французское, карандаш — тюркское, бегемот — еврейское, конфета — итальянское, чай — китайское, киоск — турецкое, сироп — персидское, слово «шоколад» — из языка древних ацтеков.
А вдруг когда-нибудь все языки настолько «передружатся» между собой, что получится Всеобщий Мировой Язык? И люди смогут запросто понимать друг друга! Но даже если такое случится, то еще очень-очень нескоро. А понимать всех на свете хочется уже сейчас. Как же быть?
И вот один польский врач еще в конце прошлого века думал-думал… и придумал! А что он придумал, вы узнаете в следующем номере журнала.

Людмила ПЕТРУШЕВСКАЯ

ВСЕ НЕПОНЯТЛИВЫЕ

Шла курица по улице.
Видит, червячок дорогу переползает.
Остановилась курица, взяла червячка за шиворот и говорит:
— Его везде ищут, а он тут гуляет! Ну-ка, пойдем скорее, у нас обед сейчас, я тебя приглашаю.
А червячок говорит:
— Я совершенно ничего не понимаю, что вы говорите. У вас рот чем-то таким набит, вы выплюньте, а потом скажите, что вам надо.
А курица действительно держала ртом червячка за шиворот и поэтому говорить как следует не могла. Она ответила:
— Его в гости приглашают, а он важничает. Ну-ка, пошли!
Но червячок еще крепче схватился за землю и сказал:
— Я все-таки вас не понимаю.
В это время сзади подъехал грузовик и сказал:
— В чем дело? Освободите дорогу.
А курица набитым ему отвечает:
— Да вот тут один сидит посреди дороги, я его тащу уходить, а он упирается. Может быть, вы мне поможете?
Грузовик говорит:
— Я что-то не понимаю. Я чувствую, вы что-то просите, это я понял по выражению вашего голоса. Но о чем вы просите, я не понимаю.
Курица как можно медленней сказала:
— Помогите мне, пожалуйста, вытащить вот этого из грязи. Он тут засел в пылище, а мы его к обеду ждем.
Грузовик опять ничего не понял и спросил:
— Вам нездоровится?
Курица молча пожала плечами, и у червячка оторвалась пуговица на воротничке.
Грузовик тогда сказал:
— Может быть, у вас болит горло? Вы не отвечайте голосом, а просто кивайте, если да, или помотайте головой, если нет.
Курица в ответ кивнула, и червячок тоже кивнул, поскольку его воротничок находился во рту у курицы. Грузовик спросил:
— Может быть, вызвать врача?
Курица сильно замотала головой, и червячок из-за этого тоже очень сильно заболтал головой.
Грузовик сказал:
— Ничего, вы не стесняйтесь, я на колесах, могу съездить за врачом — здесь всего две секунды. Так я поеду?
Тут червячок стал вырываться изо всех сил, и курица поневоле из-за этого несколько раз кивнула.
Грузовик сказал:
— Тогда я поехал, — и через две секунды врач был уже около курицы.
Врач сказал ей:
— Скажите «А».
Курица сказала «А», но вместо «А» у нее получилось «М», потому что рот у нее был занят воротником червяка.
Врач сказал:
— У нее сильная ангина. Все горло заложено. Сделаем ей сейчас укол.
Тут курица сказала:
— Не надо мне укола.
— Что? — переспросил врач. — Я не понял. Вы просите два укола? Сейчас сделаем два.
Курица тогда выплюнула воротник червяка и сказала:
— Какие вы все непонятливые!
Грузовик с врачом улыбнулись.
А червячок уже сидел дома и пришивал к воротнику пуговицу.

Червячок

Рисовал И. ОЛЕЙНИКОВ

Ура, лето! Ура, пруды, реки, озера и моря-океаны! Разбегаешься! Прыгаешь! Хорррошо! Целый день не вылезал бы из воды. Но вылезаешь. Потом влезаешь. Снова вылезаешь. Снова влезаешь. Ой-ей-ей… Уже наскучило? Тогда

ПОИГРАЙ С ДЯДЮШКОЙ НЕПТУНОМ

Царь Нептун — хозяин всех водоемов. Он разрешает тебе купаться там, где воды по пояс. Когда заходишь в воду, трижды присядь и встань. Сделай ладошку горсточкой, положи ее на поверхность воды и… резко опусти вниз. Получится маленький взрыв-чик: бру-у-ум! На водяном языке это означает: Здравствуй, дядюшка Нептун!

Игра 1

Кто из вас хочет быть главным помощником Нептуна — принцем Нептунчиком? Все? Тогда попробуйте по очереди примерить царскую корону. Положи на воду надувной резиновый круг, сделай вдох и опустись под воду. Попробуй встать так, чтобы надеть круг на голову. Тот, кому это удастся с первого раза, назначается принцем Нептунчиком (или принцессой Нептунишкой).

Игра 2

Ай-яй-яй! Царскую корону уносит ветром. В погоню! Встаем в одну линию. Нептунчик командует. На счет «раз!» — вдох, «два!» — задерживаем дыхание, «три!» — вытягиваем руки, отталкиваемся ото дна и скользим, как торпеды. Кто проскользит дальше всех — назначается гонцом-торпедой.

Игра 3

Ого! Кто-то даже догнал резиновый круг — царскую корону. Держите крепче! Теперь круг превратился в дельфина. У вас, наверное, есть и другие дельфины: резиновые надувные подушки, мячи? Садитесь на них верхом и начинайте грести руками, двигаясь вперед. Те, кто приплывают к берегу первыми, назначаются гонцами на дельфинах.

Игра 4

Вы не слишком увлеклись? Не забыли о водяных чудищах?.. Все вместе присядьте в воде и по команде Нептунчика выпрыгивайте вверх. Кто прыгнет выше всех — тот впередсмотрящий. Потом его спросишь: «Нет ли поблизости чудищ?» А он выпрыгнет из воды, оглянется вокруг и ответит: «Нет!»

Игра 5

А кто будет сражаться с чудищами, если они появятся? Рыцарская конница Нептуна. Делимся на две команды, потом попарно — на всадника и коня. Всадники садятся на плечи коней, а кони прижимают их ноги руками к себе.

Игра 6

По сигналу Нептунчика «Начать турнир!» обе команды сходятся. Всадник, действуя только руками, должен сбросить противника в воду. Та команда, в которой к концу турнира останется больше всадников, будет рыцарской конницей Нептуна. Ей сражаться с чудищами.
Перед тем, как выйти на берег, — ладошку горсточкой: бру-у-ум! До завтра, дядюшка Нептун!

………
Рисовал А. АРТЮХ

Комикс "Почтальон"