Home
Главная • Детский клуб • Трамвай • Номер 10.1990

Номер 10.1990

СОДЕРЖАНИЕ:

А. ЯСОВА — Живой голос колокола /колокольная история/
АФИША — марки на благотворительные цели
Лев ЯКОВЛЕВ — Частушки
У. КИЛЬКИН — Маэстро, сыграйте на кастрюле! /рассказ/
Алф ПРЕЙСЕН — Бабушка Чайная Ложка /норвежская сказка/
Острова одиночества /как помочь оказавшимся в беде/
Тим. СОБАКИН — Песни бегемотов /песенка/
Савва БАКИН — Буква «Е» /рассказ/
Михаил МОЛЮКОВ — Кто самый ушастый /особенности строения ушей/
Ушария — правила пользования выражениями об ушах
Инна ГАМАЗКОВА — Страдания /стихотворение/
Светлана ПШЕНИЧНЫХ — Ночной лес /стихотворение/
С. ФЛАИЧ — Шумок /рассказ/
Язык жестов /что означают жесты в разных странах/
Русская семафорная азбука /в картинках/

Безлюдно было на улицах немецкого города Заальфельда. Третий день закрыты городские ворота. Третий день не работают ремесленники. Третий день горожане сидят в своих домах. Что же случилось?

В городе Заальфельде отливали колокол. Хлопнешь невзначай дверью, топнешь ногой — задрожит земля, в которой упрятана форма для отливки колокола — и помешаешь колоколу обрести свой голос. Такое тонкое дело — литье колоколов! И люди понимали это, и терпеливо ждали три дня. Потому что всем был необходим

ЖИВОЙ ГОЛОС КОЛОКОЛА

Прожил заальфельдский колокол 500 лет и теперь решил поведать нам колокольную историю. Послушаем его.

— Отливали меня, как и все колокола, из меди и олова. И телом моим стал сплав — звонкая бронза. Когда бронза застыла, меня освободили от формы, подняли на колокольню, и тогда я сказал свое первое слово. Голос мой поплыл над городом, открылись все двери, все окна, и люди пришли поздравить меня с днем рождения. Потом меня крестили и священник сказал надо мной: «Господи! где бы ни прозвучал этот колокол, да отступят далеко смелость умышляющих козни, мрак привидений, набег несчастий, удар молнии, нападение громов, сокрушительная сила града…»
Много веков люди верили в нашу чудесную силу. Еще в Древнем Риме стали звонить в колокола, созывая людей в храмы. Это была наша будничная, обычная работа. Но встречались среди нас и колокола необыкновенные, окруженные тайной. Например, колокол в маленьком испанском городе Велилья несколько раз принимался звонить сам собой и каждый раз предсказывал несчастья. В 1527 году предсказал войну с Францией, потом — смерть короля Карла Пятого, потом — эпидемию чумы, смерть наследного принца…
А бывало, что колокол замолкал. Однажды, во время княжеских междоусобиц, русский князь Александр Васильевич Суздальский победил город Владимир и взял в плен колокол из собора. Привезли колокол в Суздаль, подняли на звонницу, а он молчит. Как ни старались звонари, не смогли добиться ни звука. Испугался князь и вернул колокол обратно во Владимир. Возвратился пленник на прежнее место и зазвонил так же прекрасно, как и прежде.
Сейчас многие из нас молчат, и никто не обращает на это внимания. А в прежние времена нас берегли, любили и уважали, придумывали нам имена. И каждый из нас возвещал свое время. «Хлебный колокол» в городе Турине напоминал хозяйкам: пора месить тесто! «Колокол чистоты» в Бонне звал горожан подметать улицы. «Трудовой колокол» в Аахене сообщал о начале и конце рабочего дня. По звону «Торговки рыбой» в городе Бовэ открывались продуктовые лавки. А «Пивной колокол» открывал по вечерам питейные заведения в Гданьске. «Колокол чудаков» в Ульме звонил с наступлением темноты, напоминал: в это время лучше не гулять по улицам. «Преследователь гуляк» в Этампе тушил городские огни.
Мы всегда участвовали во всех событиях. Печальным гулом провожали воинов в поход, оглушительным трезвоном начинали праздник. А то и сами участвовали в битвах. Не веришь?

… В 615-ом году армия короля франков осадила бургундский город Сане. В городе уже кончались запасы воды и продовольствия, силы защитников были на исходе. И тогда епископ по имени Лупус зазвонил в колокол. Атакующие испугались грозного колокольного голоса и в ужасе бежали! Город был спасен…

… А в 1552 году колокол помог русским воинам завоевать город Казань. Сначала они никак не могли преодолеть сопротивление противника, но однажды утром вдруг услышали в осажденном городе звон и узнали его. Это был голос большого колокола, увезенного татарами в плен из Симоновского монастыря в Москве. Воины пошли на его зов, взяли город и освободили колокол…

К сожалению, бывали и такие случаи, когда уважительное отношение к нам сменялось на гнев. И тогда наказывали нас очень строго! Как-то раз набатный колокол московского Кремля разбудил царя Федора Алексеевича, и за это был сослан в монастырь. Другой набатный колокол Кремля был снят с колокольни и лишен языка за то, что призвал народ к бунту. Колокол в Угличе рассказал людям о том, что тайно убит царевич Димитрий и был отправлен на триста лет в ссылку в Тобольск.

Да, у каждого колокола — своя судьба, и нередко зависит она от его голоса. А голоса у нас разные. БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, убаюкивал граждан, желал им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывал дорогу путникам.
Голос колоколаЕще есть КОЛОКОЛА-ЧАСЫ. Например, кремлевские куранты, с перезвона которых начинается в нашей стране каждое утро. Такие колокола-часы придумали в Бельгии и Голландии. Там небо низкое, облачное, часто опускаются туманы, и поэтому трудно разглядеть циферблат часов на башнях. Вот и добавили к часам колокол. А чтобы можно было правильно посчитать его удары, не упустить первого, перед отсчетом времени звонят сначала маленькие тоненькие колокола, наигрывают какую-нибудь мелодию. Так получились куранты. Устройство понравилось всем, поэтому куранты появились и в других странах, вовсе не таких туманных, как Бельгия и Голландия.
Но все-таки, откуда берется колокольный звон, как получается? Мой голос — это ведь не один звук, а сочетание нескольких. Чтобы сочетание было красивым, все звуки должны гармонировать. Гармония звуков зависит от формы моей чаши и толщины стенок. Какими только не делали колокола старые мастера! И совсем круглыми, и гранеными, и удлиненными, и коротышками. Семьсот лет искали они, пробовали наугад, пока не нашли вот эту мою форму, которую повторяют и сегодня.
А ведь мой голос зависит не только от формы тела, но и от его веса. Русские мастера всегда на колоколе писали, сколько он весит. Знали: чем он тяжелее, тем ниже его голос. Но и тут не все так просто. Два колокола вроде бы одного основного тона могут иметь совершенно разное звучание. Один получит обидное прозвище «козел», потому что будет противно блеять, а другой станет гордостью города, прославит его. Почему? А потому что у них разный размер, разная толщина стенок, разная бронза. Вот поэтому литье колоколов всегда считалось великим искусством. Я бы еще мог много рассказать тебе и о славных мастерах, и о знаменитых звонарях, о моих колокольнях и звонницах, о моих городах и храмах. Но будет лучше, если ты сам услышишь живой голос колокола. Как это сделать, наверное, знает твоя мама. Ведь мне не известно, где ты живешь, есть ли в твоем городе, поселке, деревне — церковь с колокольней…
А когда ты услышишь небесный звон, испокон века сопровождавший твоих предков, и вспомнишь мой рассказ, то поймешь, почему голос колокола всегда живой.

Рассказ колокола записала А. ЯСОВА

Рисовал А. ЛЕБЕДЕВ

МаркиАФИША

Ты любишь собирать марки? Тогда вряд ли пройдешь мимо этих симпатичных бумажных прямоугольничков. Тем более что сюжетами для них послужили детские рисунки. Они украсят твою коллекцию.

Но даже если не увлекаешься филателией (то есть собиранием марок), купи именно эти марки. Деньги, уплаченные за них, пойдут на благотворительные цели — в помощь другим детям..

Благотворительные марки в конце прошлого века появились в Австралии, а потом и в России. В первые годы Советской власти почта выпустила несколько серий таких марок: «В помощь голодающим Поволжья», «В помощь населению Ленинграда, пострадавшему от наводнения», «В помощь беспризорным детям». Потом добрая традиция — благотворительность — была забыта. А сейчас о ней вспомнили вновь.

Если ты купишь эти марки, то проявишь СОСТРАДАНИЕ и поможешь собрать деньги для детей, которые очень в них нуждаются.

Лев ЯКОВЛЕВ

ЧАСТУШКИ

«Тралялюшки-траляля» —
Запевает Зина
И колышет тополя
Зины голосина!

Частушки

Почему баран за Колей
Бегает по полю?
Потому что Коля в поле
Тренирует волю.

Частушки

Грязный Паша смотрит гордо
На ребят по праву —
Просто Паша — мастер спорта
по прыжкам в канаву!

Частушки

То из класса, словно пробка,
Боря вылетает,
То, как божия коровка,
В облаках витает!

Частушки

На уроках наша Лена
Не поёт и не шумит,
Но визжит на переменах
И гремит, как динамит.

Частушки

Оттого жуёт подушки
Катя на кровати,
Что творожные ватрушки
Снятся ночью Кате.

Частушки

Наш Семён и там и тут
Всех перебивает,
А Семёна перебьют —
Он переживает!

Частушки

Потеряла ручку Зина,
А тетрадку — Слава.
Отгадайте — кто — разиня,
Кто из них — раззява?

Частушки

У. КИЛЬКИН

МАЭСТРО, СЫГРАЙТЕ НА КАСТРЮЛЕ!

Когда я был маленьким, я ненавидел музыку. Она казалась мне строгой дамой в очках, похожей на мою учительницу фортепиано Софью Сергеевну. А больше всего я терпеть не мог гаммы. Однажды при гостях так и брякнул маме: «Больше не сыграю ни одной гаммы до конца своей жизни!»
Мама схватилась за сердце, а мамин брат сказал:
— Не волнуйся, сейчас он заиграет.
Мой дядя собрал со стола все фарфоровые чашки — их оказалось семь — и выстроил в ряд. Одни чашки были пустыми, в других оставалось немного чая. Дядя вынул из кармана ручку и постучал по всем чашкам. Потом начал наливать в одну больше чая, в другую — меньше… Ударит ручкой, послушает, подольет. Или отольет. Наконец он дал мне ручку и велел простукать все чашки подряд.
Фарфоровые чашкиВот чудеса — зазвучала настоящая гамма! Чем больше чая было в чашке, тем ниже был звук. На чашках можно было даже играть разные мелодии!
— А можно сделать инструмент еще интереснее, — заметил мамин брат. — Растянуть между стульями веревку и подвесить на ней бутылки, налитые водой до разного уровня.
— Здорово! — восхитился я. — Может, лучше подвесить не бутылки, а кастрюли с водой? Для громкости.
— Гхм, — поперхнулся дядя. — Думаю, не стоит. А впрочем, — оживился он, — можно играть и на кастрюлях. Один мой знакомый музыкант использовал кастрюли вместо барабанов. Перед ним висело десять разных кастрюлек и три жестяных кружки, и он заставлял их звучать на все голоса!
— А соседи? — засомневался я.
— Он играл только в залах, — сказал дядя. — А для дома можно придумать другие ударные инструменты — потише. Берешь, скажем, жестянку из-под кофе и насыпаешь туда немного пшена. Если ритмично трясти банку, получается красивый сухой шорох, напоминающий звук маракасов. Несколько иной звук издает спичечный коробок с пшеном. Да мало ли куда можно пшена насыпать?! — распаленно заявил мой дядя.
— Я насыплю! — загорелся я.
— Постой, ведь и это не все. Есть еще духовые инструменты. Берешь заурядную расческу…
— Знаю, знаю! — закричал я. — Оборачиваешь бумагой и дуешь.
Самодельные инструменты— Не простой бумагой, а папиросной, — уточнил дядя. — И натягиваешь ее туго на зубья. И не просто дуешь, а ведешь мелодию голосом. И вообще — на расческе свет клином не сошелся. Можно изготовить и другой инструмент по тому же принципу. Для этого нужно взять небольшой пустой цилиндр — лучше всего металлический или деревянный, но сгодятся и картон, и Концертпластмасса. Один его конец нужно заклеить туго натянутой калькой, а в другой конец подуть «со звуком». Получается почти саксофон!
— Ну и ну, — поразился я. — Значит, музыка живет в любом предмете, даже самом ерундовом, нужно только уметь ее оттуда извлекать?
— Ну да, — сказал мамин брат. — То есть не совсем. Мягкие предметы вообще не звучат. Из шубы музыки не «выжмешь», как ни старайся. А вот бумага — другое дело. Я видел как-то музыкантов, которые с самым серьезным видом рвали и комкали перед микрофоном газеты. Шуршание, треск… что-то в этом есть!
— Я тоже видел, — похвастался я. — В кукольном спектакле Сергея Образцова «Необыкновенный концерт» играет джаз. Так у них один «музыкант» все время спускает воду из бачка. Шум, плеск… что-то в этом есть!
— Надеюсь, тебя ждет иная карьера, — вздохнул дядя.
— Конечно, иная! — воскликнул я. — Я ведь сразу выбрал кастрюли!

………

Рисовал А. АРТЮХ

Бабушка Чайная ложка и кладАлф ПРЕЙСЕН

БАБУШКА ЧАЙНАЯ ЛОЖКА И КЛАД

Был солнечный зимний день. Бабушка по прозвищу Чайная ложка стояла возле кухонной скамьи и чистила картошку.
Возле печки лежала кошка.
— Мяу! — сказала кошка и уселась напротив бабушка.
— Мяу, мяу, — ответила бабушка. — Наверняка ты хочешь мне что-то рассказать.
На это кошка ничего не ответила. Она только посмотрела на бабушку таким долгим и тоскливым взглядом, что та чуть не расплакалась.
— Всему свой черед, — вздохнула бабушка. — Пока я большая, я не понимаю кошачьего языка.
Она опять принялась чистить картошку. Потом накрыла стол для мужа, который должен был прийти обедать в час дня.
Тут как раз часы пробили половину первого.
— Мяу! — сказала кошка и подошла к двери.
— Вот оно что, — догадалась бабушка. — Ты, оказывается, хочешь выйти. — И открыла дверь.
Кошка вышла во двор. Бабушка тоже вышла, чтобы поднять упавшую в снег метлу.
И в тот же миг она стала маленькой, как чайная ложечка! Такие превращения случались с ней всегда неожиданно.
— Наконец-то! — обрадовалась кошка. — Я жду уже несколько дней, а сегодня последний срок. Забирайся ко мне на спину, мы тут же отправляемся в путь
Бабушка вскарабкалась ей на спину, и кошка помчалась так, что снежная пыль поднялась столбом.
— Держись крепче! — сказала кошка. — Скоро мы будем у дразнительного склона, где сидят болтушки-сороки. Ты должна не проронить ни слова.
И кошка побежала к маленькому холмику у амбара, куда бабушка выбрасывала всякий мусор.
На березе сидела стая сорок.
— Посмотрите на кошку, посмотрите на кошку! Будем дразнить, будем дразнить? — застрекотали сороки. — Будем клевать, будем клевать? За хвост, за хвост?..
Но кошка промчалась мимо, а бабушка с гордым видом не произнесла ни слова.
— На этот раз все обошлось, — сказала кошка, когда они спустились с холмика. — Но впереди еще мальчишечий склон. А там легко получить снежком по затылку, поэтому держись крепче!
В сугробах играли маленькие мальчики, которых бабушка часто угощала пончиками.
«Ну это неопасно», — подумала бабушка. Но вдруг один из мальчишек сказал: «Вон бежит облезлая кошка. Лепите побыстрее снежки!»
Бабушка вся сжалась, потому что вспомнила, что она теперь ростом с чайную ложечку. Кошка пронеслась стрелой мимо мальчишечьего склона и остановилась возле дыры в плетеной изгороди.
— Ну вот, мы уже почти у цели, — сказала она. — Теперь осталось только одно испытание, самое трудное. Сейчас мы окажемся в собачьем царстве. Ну, чему быть, того не миновать.
И она проскользнула сквозь изгородь к соседской собаке, которая всегда получала от бабушки мясные косточки.
«Ничего страшного, — подумала бабушка. — Это добрая собака».
Но тут появилась собака — совсем не добрая! Пасть у нее была большая и страшная — с красным языком и белыми зубами. Бабушка прижалась к кошачьей спине, и кошка, как метеор, пролетела под соседской собакой.
— Теперь я отблагодарю тебя за то, что ты пришла со мною, — сказала кошка, отдышавшись. — Скоро ты получишь мое богатство. Сейчас мы поползем к спрятанному сокровищу.
И кошка принялась ползти. Бабушка сидела у нее на шее, солома забивалась ей в уши.
— Видишь что-нибудь? — спросила кошка.
— Нет. По-моему, становится все темнее и темнее, — сказала бабушка.
— Тогда мы на верном пути.
Кошка ползла все дальше, и вокруг становилось все темнее.
— А теперь что-нибудь видишь?
— Нет, ничего, — ответила бабушка.
— Потри глаза, и ты увидишь спрятанный клад! — сказала кошка.
Бабушка терла глаза и моргала, терла и моргала и, когда открыла их, увидела, как сияют в темноте бриллианты, светятся изумруды, горят сапфиры.
— Теперь ты и сама сможешь найти клад. Он твой! — сказала кошка. — А сейчас забирайся ко мне на спину, мы возвращаемся домой.
Кошка с бабушкой по прозвищу Чайная Ложка пробралась между балок под сеновалом. И как только они выбрались наружу, бабушка опять стала такой же большой, как и другие старушки. Такие превращения с ней тоже случались неожиданно.
Она взяла кошку на руки и прошла мимо собаки, которая завиляла хвостом. Потом мимо мальчиков, которые вежливо с ней поздоровались. А потом мимо сорок, которые молча сидели на березе.
Бабушка спешила домой, потому что время близилось к часу дня.
Она быстро сняла с плиты картошку. Некоторые картофелины успели подгореть, и их пришлось выкинуть.
Бабушка переложила картошку в голубую тарелку, украсила кусочками вяленой селедки с луком, и, как только часы пробили ровно час, пришел муж.
— По-моему, пахнет подгоревшей картошкой, — сказал он и насупился, как тролль.
— Глупости, — сказала бабушка. — Просто я уронила кожуру на горячую плиту. Еда уже на столе.
— А ты разве не будешь обедать? — спросил муж.
— Нет, — сказала бабушка. — Пойду прогуляюсь.
И она пошла к сеновалу.
И вытащила оттуда свой клад.
Это были ЧЕТЫРЕ ЧЕРНЫХ КОТЕНКА!

Бабушка Чайная ложка и клад

Рисовал А. ДУБОВИК

Хорошо быть капитаном брига и открыть одинокий остров, а на нем — кучку потерпевших кораблекрушение! Долгие месяцы они вглядывались в блестящую гладь океана, чтобы увидеть вдали белую точку — твой спасительный парус…

«Эх, — вздохнете вы, — только в книжках так бывает. Не осталось на земле одиноких островов…»

Но они существуют —

ОСТРОВА ОДИНОЧЕСТВА

SOSОстров одиночестваЕсли причалить к ним, можно обнаружить, что там живут дети. Один ребенок, двое или шестеро — неважно. Главное — все они потерпели крушение.
Ведь крушения случаются не только на суше или на море, но и на жизненном пути. Как ураган на судно, обрушивается на человека тяжелая болезнь. Если ей удалось сломить только тело — все еще поправимо. Но если сломлен и дух — человек в серьезной опасности. Он не найдет в себе силы чинить разбитый корабль и не сможет покинуть Остров, если не придет на помощь твой белокрылый бриг.
А человеку трудно не пасть духом, если он долго-долго лежит в постели, пьет противные порошки, терпит уколы и перевязки и смотрит в больничный потолок. И думает, что все его позабыли, никому-то он не нужен, а значит — выздоравливать ни к чему… И не выздоравливает!
Если вы не хотите, чтобы кто-то был несчастным и одиноким на своем Острове — снаряжайте корабль к далеким берегам.
Где искать Остров? Оглянитесь — их сколько угодно вокруг. Целый архипелаг! Самый большой Остров Одиночества — это больница. Но есть и крошечные островки — в семьях, где живут тяжело больные дети. Многие из них всю жизнь лежат неподвижно в постели. Они чаще других всматриваются вдаль — не мелькнет ли парус? Но корабли редко подходят к маленьким островам…
Вы готовы отправиться в путь? Только имейте в виду: снаряжение экспедиции — дело ответственное, требует тщательной подготовки, настойчивости и терпения.

Поднять паруса!ПОДНЯТЬ ПАРУСА!

Первым делом капитан набирает команду. Если вам повезет и команда подберется большая, в ней могут быть шкипер (ответственный за имущество), боцман (он обучает матросов), сами матросы, юнга и даже кок. Главное — чтобы в команде было НЕ МЕНЕЕ трех человек.
Затем следует определить, на какой широте и долготе лежит Остров Одиночества (проще говоря, где находится больница) и кто его населяет.
Помните: нужно обязательно получить разрешение главного врача на посещения Острова. Вы понимаете, что без взрослых тут вряд ли обойдется. Кстати, взрослых в команду принимать можно и даже нужно. Без их опыта и знаний ваш бриг может наткнуться на опасные рифы или же просто сесть на мель. Пусть взрослый человек будет хотя бы лоцманом — временным проводником, который в опасных местах указывает судну верный фарватер.
Если все складывается удачно, команда собирается в кают-компании и обсуждает план действий. Не мешало бы дать название бригу. А теперь —

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!

Пока корабль летит по курсу, самое время обсудить, какими способами можно поддержать дух больного. Уверены, вы и сами многое придумаете во время заседаний в кают-компании. Но всегда имейте в виду, что смех — самое лучшее в мире лекарство. Даже если вы будете просто читать островитянам вслух смешную книжку — им станет легче. Ну, а если устроить целый концерт!.. А может быть, взрослые помогут поставить маленький спектакль? Его можно было бы показывать раз в месяц — ведь население Острова обновляется.
Все люди любят подарки. Почему бы команде брига не превратиться разок в толпу дедов-морозов с мешком, полным игрушек, сувениров — словом, всего, что можно сделать своими руками? Может быть, удастся даже уговорить учительницу труда и мастерить подарки прямо на уроке. А юннаты могли бы послать островитянам цветы с пришкольного участка.
Займите островитян делом. Пусть они не только смотрят и слушают, но и сами что-нибудь сочинят, нарисуют, покажут и расскажут. А «Трамвай» откроет заочный Клуб островитян под девизом «Даже болеть надо уметь». И члены клуба поделятся опытом: что, по их мнению, помогает больному…

… не бояться процедур;
… не грустить;
… не скучать;
… выздоравливать быстрее;
… не отставать по школьной программе.

Вот американские ребята, например, сочиняют смешные стихи о больнице и вообще — пытаются посмотреть с юмором на свое положение:

Есть одна неприятность, когда вы больны,
И это — уколы пониже спины…

В стихах можно даже немножечко отомстить за свои мучения, как это сделала одна маленькая американка:

Я песню про больницу
Спою сейчас, ребята:
Вошли 15 докторов
В больничную палату.

А после украшали
Их синяки и шишки…
Ужасно поступили
С беднягами детишки!

Блестящая идея! Можно наладить сообщение между двумя Островами. Если в городе две больницы, ваш бриг мог бы перевозить с Острова на Остров почту. И островитяне подружились бы по переписке! А еще можно организовать обмен рисунками и устроить из них передвижную выставку.

Земля!ЗЕМЛЯ!

Ну вот мы и подошли вплотную к Острову. Идея, которую мы предлагаем вам напоследок, довольно сложна. Поэтому не беритесь за нее сразу, попробуйте сначала дело полегче.
Мы предлагаем команде вывесить над кроватью самого мужественного пациента необыкновенное знамя. Оно должно быть сшито из множества ярких лоскутков. Пусть эти лоскутки присылают вам дети всей страны — в конвертах, посылках. А чтобы они знали, куда отправлять кусочки знамени, сообщите редакции свой адрес — мы его обязательно опубликуем.
Островитяне сами решат, кому должно быть вручено знамя. Награжденный унесет его с собой, когда будет покидать Остров. Как только это произойдет — настанет пора шить новое знамя и вручать его другому смельчаку.
Что ж, якорь брошен. Впереди — встреча с потерпевшими крушение. Не подкачайте! И не забывайте сообщать нам, какие у вас появились идеи, как проходит плаванье и какая погода на Острове.

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

Мы призываем вас: не отказывайте в помощи командам — участницам экспедиции «Острова Одиночества». Дайте им возможность делать добро своими руками, но окажитесь рядом в трудную минуту. Можете быть серьезными, требовательными, даже строгими —

ТОЛЬКО НЕ БУДЬТЕ РАВНОДУШНЫМИ!

………

Рисовал Л. ХАЧАТРЯН

ПЕСНИ БЕГЕМОТОВ

Стихи и музыка — Тим. СОБАКИН

Вот летают бегемоты
над журчащим ручейком.
Я бегу,
обутый в боты,
с фиолетовым сачком.

Как поймаю бегемота,
в клетку сразу посажу,
— Спой мне песню,
друг любезный! —
бегемоту я скажу.

Если песен петь не будет,
отпущу его тогда —
пусть летают бегемотов
очень тучные стада!

Пусть летают бегемоты
там и тут,
там и тут…
И свои простые песни
нам поют,
нам поют.

Песни бегеиотов

Савва БАКИН

БУКВА «Е»

Машины ехали и ехали. А Катя с папой стояли у светофора — ждали, когда зеленый свет загорится.
На другой стороне улицы был магазин.
— Что там продают? — спросила Катя.
— Это нотный магазин, — объяснил папа. — На вывеске написано «НОТЫ».
— Ну и нет, — сказала Катя. — Это магазин «ЕНОТЫ». Просто буква «Е» от вывески отвалилась.
— Какие могут быть еноты в магазине? — удивился папа. — Сейчас зайдем, и ты сама увидишь. А я заодно куплю что-нибудь из нот русских композиторов.
Тут как раз зеленый свет загорелся. И через минуту папа открыл двери магазина.
С порога он почувствовал непривычный запах, но виду не подал. Он вообще не мог сдвинуться с места. Потому как увидел, что на полках смирно лежат еноты: большие и маленькие, толстые и тонкие, разных мастей и окраски.
— Пап, — прошептала Катя, — давай купим вон того, беленького…
Папа прочел табличку над прилавком: «Еноты для народных инструментов».
— Простите, — обратился он к продавщице, — а у вас ноты… извиняюсь, еноты русских композиторов есть?
— Вам для гармони или для балалайки?
— Лучше для барабана.
— Почти все проданы, — развела руками продавщица. — Только еноты Мусоргского остались.
— А вон тот, беленький?
— Это еноты для флейты с оркестром. Берете?
— Берем! — сказала Катя.
— Завернуть?
— Пожалуй, — пожал плечами папа. — Но как надо ухаживать? Кормить-то чем?
— Сухариками, — сказала продавщица. — У меня вот последние остались. Могу предложить…
На улице папа долго вертел головою — соображал, в каком направлении двигаться. Они опять перешли улицу. Папа обернулся. И ему показалось, что у входа в магазин действительно валяется упавшая буква «Е».
Тут в свертке зашевелился, заворочался белый енот. Высунул свою недовольную мордочку. Катя дала ему сухарик.

Буква Е

Рисовала Н. КУДРЯВЦЕВА

Михаил МОЛЮКОВ

Узнали животные о том, что журнал «Трамвай» проводит Всемирный конкурс

КТО САМЫЙ УШАСТЫЙ

Кто самый ушастыйи понеслись скорей на этот конкурс.
Первыми прибыли летучие мыши: ушан, широкоушка, широкоухий складчатогуб. Потом — ушастая лисица, ушастый еж, кистеухая свинья, черноухая белка, большеухая пищуха, большеухий хомяк и, наконец, ушастый тюлень.
Не успели они отдышаться, как африканский слон, который уже давно жил в «Трамвае», говорит:
— Вы чего сюда прибежали? У вас только имена ушастые, а сами уши — мелочь пустячная. Вот у индийского слона уши длиной полметра, а у меня — аж полтора!
Тут вперед вылез длинноухий тушканчик и возразил слону:
— Давайте по-честному соревноваться. Надо не просто ушами мериться, а сравнивать: у кого какую часть тела могут занимать уши. Например, у вас, гражданин африканский слон, длина тела — шесть метров, а ушей — полтора метра. Значит, уши занимают меньше трети длины тела. А у нас, длинноухих тушканчиков, тело до девяти сантиметров, а уши — целых пять сантиметров. То есть наши уши занимают больше половины тела. Значит, мы ушастей!
В этот момент кто-то забубнил, пробираясь сквозь толпу:
— Пропустите брюссельского барана, пропустите!
Звери расступились и увидели необычного, декоративного кролика, у которого уши были собраны в клубки по бокам головы. Они, на самом деле, напоминали бараньи рога.
Кролик брюссельский баран— Ну-ка, расправьте мои уши, — попросил необычный кролик.
К нему подскочили два зайца, расправили уши, и все животные ахнули. Кролик был совсем небольшой, а уши три метра длиной!
— Он даже ушастей меня, — сказал с завистью длинноухий тушканчик.
— Не считается, не считается! — запротестовал слон. — Если мои уши растянуть, они тоже ого-го будут.
— Ну и пусть не считается, — проворчал кролик. — Если бы вы меня признали победителем, я бы научил вас, как уши сворачивать. А теперь не научу! Сматывайте назад мои уши, русаки, да поаккуратней! — приказал гордый кролик-баран зайцам.
— Это он русак, а я беляк, — поправил кролика один из зайцев.
— Да разве вас отличишь друг от друга? — усмехнулся кролик.
— Запросто, — сказал заяц-русак. — Если загнуть мои уши вперед, они будут длиннее носа. А у зайца-беляка уши до носа даже не дотянутся…
Слова зайца заглушил страшный шум. Все звери кричали наперебой.
— А ты чего сюда пришла? Здесь конкурс ушей!
— Иди отсюда, безухая!
— Позор безухим!!!
Чтобы навести порядок, вынужден был вмешаться Главный судья соревнований — Биолог.
— Перестаньте обижать безухую крысу, — строго сказал он. — У нее тоже есть уши, только они внутри головы.
— Что мы, не видим, что ли: она без ушей, — зароптали звери, но утихли.
Строение уха— Придется вам рассказать про уши, — начал Биолог. — Вы сейчас «мерились» наружными ушами, так называемыми УШНЫМИ РАКОВИНАМИ. Ушная раковина служит для собирания звуков, которые раздаются вокруг нас. Затем звуки, собранные в воронке ушной раковины, направляются по СЛУХОВОМУ ПРОХОДУ к барабанной перепонке. БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА — это такая пленка, которая колеблется, когда о нее ударяются звуковые волны. Дальше, за барабанной перепонкой, расположено СРЕДНЕЕ УХО. В нем находятся три маленькие косточки: МОЛОТОЧЕК, НАКОВАЛЬНЯ и СТРЕМЯЧКО…
— Ха-ха-ха, — хохотом перебил Биолога африканский слон. — Молоточек, наковальня… Значит, у меня в ухе — кузница.
Звери стали хихикать, ощупывая свои уши. А длинноухий тушканчик принялся лупить себя по уху, приговаривая: «По кузнице, по кузнице!»
— Прошу тишины! — сказал Биолог. — Так вот, звуки ударяются о барабанную перепонку, ее движения передаются молоточку. От молоточка через наковальню к стремячку. И, наконец, попадают во ВНУТРЕННЕЕ УХО. Все ясно? Надеюсь, теперь не будете обижать безухую крысу. Она ничем не хуже всех вас.
— Ладно, пусть сидит вместе с нами, — согласились все.
— Отчего вы только на крысу внимание обращаете? — обиделась летучая мышь. — Я, например, даже видеть могу ушами. Во время полета я издаю крики, которые ударяются о разные предметы и эхом возвращаются в мои уши. Вот так я измеряю расстояние до предметов, как бы вижу ушами. Однажды ученые проводили испытания и залепили мне глаза. Но я по-прежнему прекрасно летала и охотилась на насекомых, пользуясь ушами. Когда же мне закупорили уши, я стала совсем слепой.
Люди, звери и насекомые— Так тебе и надо! Ишь удумала — насекомых ловить, — сказал кузнечик, опасливо косясь на летучую мышь, и спросил Биолога. — Чем же насекомые слышат? Ушей-то у нас нет.
— Для большинства насекомых мир беззвучен, — ответил Биолог. — Но у сверчков, кобылок, саранчовых, цикад и ночных бабочек есть слуховые органы. Только они расположены не на голове, а на ногах или даже на брюшке. Барабанные перепонки у некоторых сверчков и кузнечиков помещены на передних ногах. Двигая ногами в разные стороны, они стараются уловить, откуда идет звук.
Слуховой аппарат насекомых устроен проще, чем наш, зато он гораздо чувствительней. Слух ночных бабочек настроен на звуки, испускаемые летучими мышами во время охоты. Человеку, например, ни за что не различить этих мышиных криков. А бабочка, легко уловив опасный писк, резко сворачивает в сторону или пикирует на землю.
— Спасибо за рассказ, — поблагодарил кузнечик, задрал кверху ноги и повернул их в сторону Биолога. — Вы не обидитесь за то, что я слушаю вас ногами?
— Делайте так, как вам удобнее, — ответил Биолог и продолжал. — Мало того, что есть насекомые глухие, есть еще и немые. Звуки они издают трением одной части тела о другую…
— Ой, как смешно! — вмешался длинноухий тушканчик. — А есть такие животные, которые слышат телом?
— У рыб, например, две слуховые системы, — сказал Биолог. — Во-первых, они превосходно слышат с помощью внутренних ушей, расположенных внутри головы, рядом с мозгом. А вторая слуховая система рыб — это органы боковой линии, проходящие вдоль тела с обеих сторон.
— Но все-таки кто же самый ушастый? — неожиданно вмешался в разговор широкоухий складчатогуб. — Вот у меня и у некоторых других бульдоговых летучих мышей уши срослись в жесткий киль — «руль высоты». Я им рулю в полете, использую для воздушных маневров. Может, я самый ушастый и есть?
— А это пусть ребята решают, — ответил Биолог. — Быть может, кто-нибудь из них определит самого ушастого животного или даже сам захочет претендовать на звание самого-самого ушастого в мире…

………

Рисовал А. ШЕЛМАНОВ

Уши можно мыть — это знают все.
За ушко — да на солнышко.
А что еще можно делать с ушами? (только не тянуть!)
Об этом расскажет

УШАРИЯ,

или правила пользования выражениями об ушах.

1. Если ваш знакомый будет вам надувать в уши (сплетничать), не стоит развешивать уши (слушать с доверчивостью). Лучше держать ушки на макушке (быть настороже), а не хлопать ушами (бездействовать). И заодно сказать ему: «Не надо висеть у меня на ухе (ябедничать)! А то от твоих сплетен уши вянут» (противно слушать).

2. Если вашему знакомому медведь на ухо наступил (нет музыкального слуха), а он увяз по уши в музыке (полностью увлечен) и своими песнями уже прожужжал уши (надоел), не стоит навострят уши (прислушиваться), иначе можно растерять уши (заслушаться). Просто эти песни пропустите мимо ушей (не обращайте внимания). Он подумает, что вы туговаты на ухо (плохо слышите) и отстанет.

3. Когда вы уплетаете так, что за ушами трещит (с большим аппетитом), и не верите своим ушам (страшно удивляетесь), слыша этот треск, и он вам ухо режет (неприятен) — не расстраивайтесь! Пусть вам завидуют те, кому такого аппетита не видать как своих ушей (никогда не будет).

Выучив и освоив эти простые правила, вы овладеете ушарией. И тогда ваши уши будут длинные и острые, широкие, угластые, крупные, стоячие, самые ушастые.

Инна ГАМАЗКОВА

СТРАДАНИЯ

(Песня)

Зеркала и витрины и лужи
Далеко обхожу стороной.
Ах вы уши, несчастные уши,
Что вы сделали с бедным со мной!

У других вот — обычные уши,
Чуть побольше, поменьше слегка…
Почему, почему, почему же
Вы растете как два лопуха?

Все смеются над вами, ушами,
Видно, мне пропадать ни за грош.
Хорошо еще, нравлюсь я маме,
Потому что на папу похож.

Светлана ПШЕНИЧНЫХ

НОЧНОЙ ЛЕС

Лес ночной
Был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто — мяукал
Кто-то — хрюкал,
Кто-то — топал
Кто-то крыльями
захлопал.
Кто-то ухал
И кричал
И глазищами
Вращал.
Ну, а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
МОЛЧАЛ.

С. ФЛАИЧ

ШУМОК

ШумокЖил-был Шумок. Шума от него было немного. Он же маленький. Пошумит-пошумит и перестанет, пошумит-пошумит и перестанет. Это днем.
А ночью ему снилось, будто он уже взрослый, сильный Шум.
— А-га-га! О-го-го! Ба-ба-ба! — кричал он гулким басом. — Ха-ха-ха!
И всем соседям спросонья казалось, что их дом рушится. Они вскакивали с кроватей и начинали вязать вещи в узлы.
Потом кто-то догадывался:
— А-а-а… Это Шумок кричит во сне.
И тогда кое-кто начинал возмущаться:
— Безобразие! Поспать не дадут! Сколько будет продолжаться?
И тут кто-нибудь говорил:
— Потерпите немного. Скоро Шумок станет взрослым Шумом. И будет видеть сны про детство. Кричать и гоготать во сне перестанет. Только иногда, может быть, заплачет. Негро-о-омко так…

………
Рисовала Н. КУДРЯВЦЕВА

— Сколько языков вы знаете? — спросил я Машу и Петю.
— Русский, — ответил Петя.
— А я еще английский учу, — ответила Маша. — Всего получается два.
— Сколько бы языков вы ни знали, вы даже не догадываетесь о том, что кроме этого знаете еще один язык. И это

ЯЗЫК ЖЕСТОВ

1. Маша пожала плечами, а Петя замотал головой.
— Мы не знаем такого языка, — сказали ребята.
— Только что вы пользовались этим языком, — возразил я. — Маша пожала плечами и выразила свое удивление или сомнение. Петя замотал головой и выразил свое несогласие.

Язык жестов

2. — Вот здорово! — сказал Петя и показал большой палец.
— Восхитительно! — воскликнула Маша, захлопав в ладоши. — Расскажите об этом языке.
— Нет ни одного человека на Земле, который не пользовался бы языком жестов, — начал я и поднял вверх указательный палец, подчеркивая важность темы. — В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются две тысячи жестов.

Язык жестов

3. Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения был известен еще древним римлянам. Так после окончания поединка император давал знать: оставляет ли он жизнь гладиаторам или нет.

Язык жестов

4. В течение многих веков также считалось: если кто-то при нас чешет голову или теребит одежду, то этим он выражает свое пренебрежение к нам. Образованные люди никогда так не делали.

Язык жестов

5. Петя поднял руку и спросил:
— Значит, все люди на Земле могут понять друг друга при помощи жестов?
— Есть жесты, которые стали международными и понятны всем, — ответил я. — Например, поднятая рука — это просьба человека обратить на него внимание, ответить на вопрос. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другому народу.

Язык жестов

6. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

Язык жестов

7. А вот эскимосы, приветствуя друга, легонько стучат ему кулаком по голове и по плечам. Лапландцы трутся носами.

Язык жестов

8. Жест приветствия египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно так же приветствуют друг друга военные.

Язык жестов

9. Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.

Язык жестов

10. Помните, Маша, выражая восхищение, захлопала в ладоши? А вот испанец или мексиканец сложат для этого три пальца, прижмут их к губам и воспроизведут звук поцелуя. Бразилец же, восторгаясь чем-то, возьмется за мочку уха.

Язык жестов

11. Если испанец или итальянец указательным пальцем левой руки оттянет нижнее веко, это будет означать: «Осторожно!»

Язык жестов

12. Если вы попадете в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык — не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!» Но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.

Язык жестов

13. А вот эти жесты во всем мире воспринимаются одинаково. Если во время разговора вы будете махать руками во все стороны, хлопать собеседника по плечу, крутить ему пуговицы, то любому человеку станет ясно: вы очень невоспитанный.

Язык жестов

14. Палец, приставленный к губам, означает молчание. «Кивая» указательным пальцем, грозят или укоряют. Опустивши голову, показывают печаль.

Язык жестов

15. Изображение пальцем языка змеи в штате Пенджаб (Индия) означает: «Ты лжец!». У русских согнутый указательный палец означает просьбу: «Разогни!», то есть перестань сочинять!

Язык жестов

16. Порой мы употребляем эти жесты вслед за нашими предками по привычке, без особой нужды. Но иногда без жестов нельзя обойтись. Например, две футбольные команды из разных стран не поймут друг друга и судью, так как говорят на разных языках. К тому же им мешает шум на стадионе. Для таких случаев люди придумывают язык ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЖЕСТОВ.

Язык жестов

17. А иногда человек даже не может раскрыть рта для произнесения слов. Например, под водой. И вот тогда без языка профессиональных жестов просто не обойтись. От знания жестов может зависеть жизнь водолаза.

Язык жестов

18. — Ну что ж, настала пора прощаться, — сказал я ребятам. — Русские, прощаясь, машут кистью руки сверху вниз. Но латиноамериканец воспринял бы это как жест приглашения. А вот жители Андаманских островов на прощанье подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонько дуют на нее.

Язык жестов

— Как здорово! — воскликнула Маша с Петей. И на прощанье мы подули друг другу на ладошки. Пока!

Язык жестов

Рассказал О. ОЛЕНЬЧА

Телефонный звонок - комикс